10 сентября 2017 года - Единый день голосования

Взаимодействие участковой избирательной комиссии с наблюдателями, членами участковой избирательной комиссии с правом совещательного голоса, представителями СМИ

Создано: 18.10.2016
1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Рейтинг 100% [1 Голос]

С момента начала работы участковой избирательной комиссии (далее – УИК) в день голосования, в дни досрочного голосования и до получения сообщения вышестоящей территориальной избирательной комиссии (далее – ТИК) о принятии протокола об итогах голосования, а также при повторном подсчете голосов избирателей на избирательных участках вправе присутствовать наблюдатели, а также представители средств массовой информации, имеющие аккредитационное удостоверение, выданное ЦИК России или соответствующей избирательной комиссией субъекта Российской Федерации (далее – представители СМИ).

Напоминаем, что в момент помещении для голосования также имеют право присутствовать:
- иностранные (международные) наблюдатели;
- члены вышестоящих избирательных комиссий, в том числе с правом совещательного голоса;
- работники аппаратов вышестоящих избирательных комиссий;
- кандидат, или его уполномоченный представитель по финансовым вопросам, или его доверенное лицо;
- лицо, представляющее интересы политической партии, зарегистрировавшей список кандидатов (кандидат из указанного списка, или уполномоченный представитель либо доверенное лицо политической партии).

Наблюдателям, представителям СМИ доступ в помещение для голосования должен быть обеспечен не менее чем за один час до начала голосования.
Наблюдатели, представители СМИ вправе осуществлять наблюдение как непрерывно, так и в свободно выбираемые ими промежутки времени в течение указанного периода, в том числе и в период подсчета голосов избирателей.
Председатель УИК обязан обеспечить открытость и гласность деятельности комиссии, разъяснять избирателям порядок реализации их активного избирательного права, а лицам, присутствующим при голосовании и подсчете голосов избирателей, – порядок и смысл всех действий, выполняемых УИК.
Комиссии следует помнить о том, что поддержание доброжелательных отношений с наблюдателями и другими лицами, присутствующими в помещении для голосования, позволяет в максимальной степени обеспечить рабочую обстановку в день голосования. Поэтому необходимо стремиться к установлению атмосферы доверия и сотрудничества, содействовать законной деятельности наблюдателей, представителей СМИ и реализации их прав.

Кто такой наблюдатель?

Наблюдатель – гражданин Российской Федерации, уполномоченный осуществлять наблюдение за проведением голосования, подсчетом голосов и иной деятельностью УИК в период проведения голосования, установления его итогов, включая деятельность УИК по проверке правильности установления итогов голосования.
Список наблюдателей, которые назначены в соответствующую УИК, данная УИК получает из вышестоящей избирательной комиссии. Для осуществления работы наблюдатель из указанного списка должен представить в УИК направление в письменной форме. Направление представляется в день, предшествующий дню голосования (досрочного голосования), либо непосредственно в день голосования (досрочного голосования).
Направление подписывается уполномоченным представителем политической партии, зарегистрировавшей федеральный список кандидатов, иным лицом, представляющим эту политическую партию (с проставлением печати) либо кандидатом, зарегистрированным по соответствующему избирательному округу, или его доверенным лицом.
В направлении указываются фамилия, имя и отчество наблюдателя, адрес его места жительства, номер избирательного участка, наименование избирательной комиссии, в которую он направляется, а также делается запись об отсутствии ограничений, предусмотренных законодательством о выборах и референдуме. Указание каких-либо дополнительных сведений о наблюдателе, а в случае направления наблюдателя кандидатом, его доверенным лицом и проставление печати не требуются.
Направление действительно при предъявлении паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина. Политическая партия, зарегистрировавшая федеральный список кандидатов, кандидат, зарегистрированный по соответствующему одномандатному избирательному округу, могут назначить в каждую УИК не более двух наблюдателей, которые имеют право поочередно осуществлять наблюдение в помещении для голосования.
Наблюдатель вправе носить нагрудный знак, не носящий признаков предвыборной агитации.

Реализация прав наблюдателей в помещении для голосования и места расположения наблюдателей

При проведении голосования:

Главным в помещении для голосования является избиратель, а участковая избирательная комиссия уполномочена законом создать все условия для его свободного волеизъявления и обеспечения тайны голосования.
В связи с этим решением УИК целесообразно определить места для расположения наблюдателей, с тем чтобы места выдачи бюллетеней, места для тайного голосования и ящики для голосования, технические средства подсчета голосов при их использовании одновременно находились в поле зрения членов участковой комиссии, наблюдателей.

При непосредственном подсчете голосов (в том числе при повторном подсчете голосов):

Следует учитывать, что наблюдать за подсчетом голосов избирателей наблюдатель вправе на расстоянии и в условиях, которые обеспечивали бы ему возможность видеть содержащиеся в избирательных бюллетенях отметки избирателей. Таким образом, целесообразно расположить наблюдателей на расстоянии не более 2–2,5 метра от места сортировки избирательных бюллетеней.
При этом в ходе оглашения содержащихся в избирательных бюллетенях отметок избирателей члены УИК представляют избирательные бюллетени для визуального контроля всем присутствующим. Рекомендованное время, в течение которого должна фиксироваться отметка в бюллетене – не менее одной секунды.
Также следует помнить, что подсчет рассортированных бюллетеней установленной формы в каждой пачке производится отдельно по каждому кандидату (списку кандидатов).
При этом бюллетени подсчитываются путем перекладывания их по одному из одной части пачки в другую таким образом, чтобы лица, присутствующие при подсчете, могли увидеть отметку избирателя в каждом бюллетене. Одновременный подсчет бюллетеней из разных пачек не допускается.

При ознакомлении наблюдателя с избирательными документами:

В соответствии с законом наблюдатель вправе:
знакомиться с реестром выдачи открепительных удостоверений, находящимися в избирательной комиссии открепительными удостоверениями. С реестром, а также с находящимися в УИК погашенными открепительными удостоверениями целесообразно ознакомить наблюдателей до начала времени голосования;
знакомиться со списком избирателей, избирательными удостоверениями, на основании которых избиратели были внесены в список избирателей в день голосования. Со списком избирателей целесообразно ознакомить наблюдателей до начала времени голосования. Затем, в ходе дня голосования наблюдатель при ознакомлении со списком может убедиться в обоснованности выдачи избирательного бюллетеня гражданину, то есть в наличии в списке избирателей записи об адресе места жительства избирателя, соответствующего границам данного избирательного участка, либо о факте предъявления избирателем открепительного удостоверения. Также наблюдатель может удостовериться в соответствии данных из открепительного удостоверения данным, внесенным в список избирателей;
наблюдать за подсчетом числа избирателей, внесенных в список избирателей, избирательных бюллетеней, выданных избирателям, погашенных избирательных бюллетеней, открепительных удостоверений. В связи с этим наблюдатель вправе ознакомиться с данными подсчета, внесенными в лист (листы) списка избирателей, с данными на последнем листе списка избирателей;
знакомиться с документами, приложенными к протоколам об итогах голосования (особыми мнениями членов УИК с правом решающего голоса, жалобами и решениями по ним, актами, реестрами).
Для ознакомления с перечисленными выше документами наблюдатель вправе подойти к тому месту, где они располагаются: столы председателя, секретаря УИК, членов УИК, выдающих избирательные бюллетени и работающих со списками избирателей и другими избирательными документами. Член УИК, обеспечивающий право наблюдателя на ознакомление с избирательными документами, осуществляет контроль за сохранностью этих документов в ходе ознакомления.

Право осуществления наблюдения за организацией голосования избирателей вне помещения для голосования

Наблюдатель имеет право присутствовать при голосовании избирателей вне помещения для голосования.
В целях обеспечения реализации этого права председатель УИК обязан объявить о том, что члены УИК будут проводить голосование вне помещения для голосования не позднее чем за 30 минут до предстоящего выезда (выхода) для проведения такого голосования, а также предложить членам УИК с правом совещательного голоса и наблюдателям присутствовать при его проведении. Также УИК должна обеспечить не менее чем двум лицам из числа ее членов с правом совещательного голоса, наблюдателей, назначенных разными политическими партиями, кандидатами равные с проводящими голосование вне помещения для голосования членами этой комиссии с правом решающего голоса возможности прибытия к месту проведения голосования.
Наблюдатель вправе знакомиться с реестром заявлений (устных обращений) о голосовании вне помещения для голосования. В ходе такого ознакомления наблюдатель может ознакомиться с числом поданных заявлений (обращений), с причинами вызова комиссии на дом, другой информацией, внесенной в реестр.

Право проведения наблюдателем фото- и видеосъемки

Наблюдатель вправе осуществлять в помещении для голосования (с того места, которое определено председателем УИК) фото- и (или) видеосъемку, предварительно уведомив об этом председателя, заместителя председателя или секретаря УИК.

Действия, которые наблюдатель не вправе осуществлять

Наблюдатель не вправе:
1) выдавать избирателям избирательные бюллетени;
2) расписываться за избирателя, в том числе по его просьбе, в получении избирательного бюллетеня;
3) заполнять за избирателя, в том числе по его просьбе, избирательный бюллетень;
4) совершать действия, нарушающие тайну голосования;
5) принимать непосредственное участие в подсчете избирательных бюллетеней, проводимом членами избирательной комиссии с правом решающего голоса;
6) совершать действия, препятствующие работе избирательной комиссии;
7) проводить предвыборную агитацию среди избирателей;
8) участвовать в принятии решений избирательной комиссией.

Кто такой представитель СМИ?

Представитель СМИ должен иметь аккредитационное удостоверение, форма которого установлена ЦИК России

Права представителей СМИ

Представители СМИ, аккредитованные в соответствии с порядком, установленным ЦИК России, вправе:
- находиться в помещении для голосования в день голосования, в дни досрочного голосования;
- присутствовать при подсчете голосов избирателей;
- присутствовать на заседании УИК при установлении ею итогов голосования;
- производить фото- и видеосъемку в помещении для голосования, предварительно уведомив об этом председателя, заместителя председателя или секретаря соответствующей избирательной комиссии;
- знакомиться с протоколами УИК об итогах голосования, в том числе составляемыми повторно;
- получать от УИК заверенные копии протоколов УИК об итогах голосования.

Рекомендации по фото- и видеосъемке

ЦИК России рекомендует соблюдать следующие правила проведения фото- и видеосъемки в помещении для голосования:
проведение фото- и видеосъемки в помещении для голосования не должно нарушать тайну голосования и должно исключать возможность контроля за волеизъявлением избирателей. Поэтому запрещается вести фото- и (или) видеосъемку в местах, предназначенных для заполнения бюллетеней, фото- и (или) видеосъемку заполненных бюллетеней до начала подсчета голосов;
фото- и (или) видеосъемка граждан в помещении для голосования должна осуществляться с соблюдением положений статьи 152 Гражданского кодекса Российской Федерации, то есть с учетом возможности обнародования и дальнейшего использования изображений физического лица только с его согласия, если изображение этого физического лица является основным элементом фотокадра (видеоряда);
фото- и (или) видеосъемка работы членов избирательной комиссии со списком избирателей должна осуществляться таким образом, чтобы сохранялась конфиденциальность персональных данных, которые в нем содержатся;
при получении информации от граждан представитель СМИ обязан ставить их в известность о проведении видеозаписи, кино- и фотосъемки (п. 6 ст. 49 Закона «О средствах массовой информации»);
при осуществлении наблюдения за организацией голосования вне помещения для голосования следует получить разрешение избирателя на проведение фото- и видеосъемки в его доме (квартире).

Выдача заверенных копий протоколов УИК об итогах голосования

По требованию наблюдателя, представителя СМИ после подписания протоколов УИК об итогах голосования (в том числе составленных повторно) УИК обязана изготовить и выдать им заверенные копии протоколов.
При этом:
заверение копий протоколов и иных документов УИК производится председателем, или заместителем председателя, или секретарем УИК. При этом лицо, заверяющее копию документа, на указанной копии делает запись: «Верно» или «Копия верна», расписывается, указывает свои фамилию и инициалы, дату и время заверения копии и проставляет печать соответствующей комиссии;
если протокол составлен в электронном виде, его копия изготавливается путем распечатки протокола на бумажном носителе и заверяется в установленном законом порядке;
выдаваемые заверенные копии протоколов нумеруются;
УИК отмечает факт выдачи заверенной копии каждого протокола в соответствующем реестре с указанием номера выданной копии, даты и времени выдачи;
получившее заверенную копию протокола лицо расписывается в вышеуказанном реестре;
в случае если копия протокола изготавливается без применения копировальной техники, указание в копии протокола фамилий, имен и отчеств членов участковой избирательной комиссии и проставление их подписей не требуются.

Корректность поведения и взаимная ответственность

Рассмотрение замечаний, предложений и обращений наблюдателей и представителей СМИ:

Председатель УИК следит за порядком в помещении для голосования. Распоряжения председателя УИК, отданные в пределах его компетенции, обязательны для всех присутствующих в помещении для голосования. В отсутствие председателя УИК его полномочия исполняет заместитель председателя УИК, а в отсутствие заместителя председателя УИК – секретарь или иной член УИК с правом решающего голоса, уполномоченный ею. председателя, секретарю УИК в те периоды времени, когда они свободны от выполнения таких обязанностей, как работа с избирателями, проведение заседаний, сообщение в вышестоящую избирательную комиссию информации об открытии избирательного участка, о ходе голосования (на 8.00, 10.00, 12.00, 15.00 и 18.00 по местному времени), решение оперативных вопросов организации голосования, например, подготовка выписок из реестра для голосования вне помещения для голо-сования, оформление различных актов, внесение предусмотренных законом отметки в список избирателей.
Вместе с тем, в случае если наблюдатель, представитель СМИ становится свидетелем правонарушения или преступления, следует обратиться к председателю УИК или представителю полиции незамедлительно.
В случае обращения наблюдателя, представителя СМИ с сообщением о нарушении закона председателю следует незамедлительно принять меры к пресечению возможного нарушения, затем объявить открытым заседание УИК, рассмотреть коллегиально указанное обращение.
УИК в своем решении, принятом в связи с обращением, следует определить меры по устранению нарушения, привлечению виновных лиц к ответственности. Заявителю должна быть вручена копия принятого решения.
ЦИК России рекомендует наблюдателям, представителям СМИ обращаться с предложениями и замечаниями по вопросам организации голосования к председателю, заместителю

Основания и порядок удаления наблюдателей, представителей СМИ из помещения для голосования:

Член УИК немедленно отстраняется от участия в ее работе, а наблюдатель и иные лица удаляются из помещения для голосования, если они нарушают законодательство Российской Федерации о выборах и референдумах и факт такого нарушения установлен в судебном порядке Подать административный иск об установлении факта нарушения соответствующим лицом законодательства Российской Федерации о выборах и референдумах в районный суд вправе УИК или ее председатель, вышестоящая избирательная комиссия или ее председатель, прокурор. В иске должно быть указано, какие именно нормы законодательства о выборах и референдумах нарушил административный ответчик.
Административный ответчик (член УИК, наблюдатель, иное лицо) должен быть уведомлен о факте подачи иска и о месте и времени его рассмотрения судом.

Являющиеся административным ответчиком член УИК, наблюдатель, иное лицо самостоятельно решают, имеется ли необходимость их присутствия в зале суда при рассмотрении административного иска.
Решение суда об установлении факта нарушения лицом, присутствующим в помещении для голосования, законодательства Российской Федерации о выборах, влекущего отстранение от работы или удаление нарушителя из помещения для голосования, вступившее в силу либо обращенное к немедленному исполнению, обязаны исполнить сотрудник полиции или судебный пристав.

Административная ответственность за нарушение прав наблюдателей, представителей СМИ:

Статья 5.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП) устанавливает ответственность в виде штрафа в размере от пятисот до одной тысячи рублей для гражданина и от одной тысячи до двух тысяч рублей для должностного лица за нарушение прав наблюдателей, представителей СМИ на осуществление наблюдения и на своевременное получение информации и копий избирательных документов, получение которых предусмотрено законом.
Выдача председателем, заместителем председателя, секретарем или иным членом избирательной комиссии с правом решающего голоса заверенной копии протокола избирательной комиссии об итогах голосования, содержащей данные, которые не соответствуют данным, содержащимся в первом экземпляре соответствующего протокола, либо заверение председателем, заместителем председателя, секретарем или иным членом избирательной комиссии с правом решающего голоса копии протокола с нарушением требований, предусмотренных законом, влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей.

Административная ответственность за вмешательство в осуществление избирательной комиссией ее полномочий, создание помех участию избирателей в голосовании:

Недопустимо вмешательство в осуществление избирательной комиссией установленных законодательством полномочий, повлекшее нарушение установленного законодательством порядка работы комиссии, либо создание помех участию избирателей в голосовании. За нарушение указанного запрета статьей 5.69 КоАП установлена административная ответственность в виде штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей.

Полномочия сотрудников полиции в помещении для голосования

В помещении для голосования находится сотрудник полиции, который обеспечивает в соответствии с федеральными законами безопасность граждан и общественный порядок в помещении для голосования.
В компетенции полиции находятся вопросы оперативного реагирования на факты совершения присутствующими в помещении для голосования действий, носящих признаки административного правонарушения или уголовного преступления.
В полномочия должностного лица полиции входит составление протоколов об административных правонарушениях, в том числе по статьям 5.6 и 5.69 КоАП.
Кроме того, сотрудник полиции или судебный пристав обязан исполнить решение суда об установлении факта нарушения лицом, присутствующим в помещении для голосования, законодательства Российской Федерации о выборах, влекущего удаление нарушителя из помещения для голосования.

 

Просмотров: 170
Яндекс.Метрика