10 сентября 2017 года - Единый день голосования

Система и конституционно-правовой статус избирательных комиссий в Российской Федерации.

Создано: 18.10.2016
1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Рейтинг 100% [1 Голос]

Избирательным комиссиям принадлежит ведущая роль в организации и проведении различных видов выборов.

Избирательные комиссии являются коллегиальными органами, формируемыми в порядке и сроки, которые установлены законом, осуществляющими подготовку и проведение выборов, а также обеспечивающими реализацию и защиту избирательных прав граждан.

Избирательные комиссии, обеспечивающие периодическое проведение выборов органов государственной власти и органов местного самоуправления, представляют собой стройную и гибкую систему, адаптированную к выборам органов публичной власти различных уровней. Не входя ни в одну из трех ветвей государственной власти, система избирательных комиссий в целом действует как государственно-общественная структура. К числу государственных органов относятся Центральная избирательная комиссия Российской Федерации, избирательные комиссии субъектов Российской Федерации и территориальные избирательные комиссии. На общественных началах работают окружные, муниципальные и участковые избирательные комиссии.    

Система избирательных комиссий в Российской Федерации представляет упорядоченную совокупность государственных, муниципальных и общественных коллегиальных органов, обеспечивающих подготовку и проведение выборов. Эта система включает в себя:

  • Центральную избирательную комиссию Российской Федерации;
  • избирательные комиссии субъектов Российской Федерации;
  • избирательные комиссии муниципальных образований;
  • окружные избирательные комиссии;
  • территориальные (районные, городские и др.) комиссии;
  • участковые комиссии.

Систему избирательных комиссий – независимых коллегиальных органов, обеспечивающих подготовку и проведение выборов, – следует рассматривать как важную юридическую гарантию избирательных прав граждан.

Виды избирательных комиссий отличаются друг от друга полномочиями, территориальным масштабом деятельности, порядком формирования, юридической силой принимаемых ими решений.

Участковые избирательные комиссии образуются для непосредственного обеспечения процесса голосования избирателей и подсчета их голосов на каждом избирательном участке, едином для всех выборов, проводимых в Российской Федерации. По существу, участковые избирательные комиссии выступают ключевым первичным звеном в организации и проведении выборов всех уровней.

Ранее участковые избирательные комиссии создавались в рамках конкретного избирательного процесса и являлись временно действующими. Их полномочия прекращались через десять дней со дня официального опубликования результатов выборов, если в адрес вышестоящей избирательной комиссии не поступали жалобы, протесты на действия (бездействие) данной комиссии, в результате которых был нарушен порядок голосования и подсчета голосов, и если по данным фактам не велось судебное разбирательство. В случае обжалования или опротестовывания итогов голосования полномочия участковой избирательной комиссии прекращались после вынесения окончательного решения по существу жалобы, протеста вышестоящей комиссией или судом.  

С вступлением в силу Федерального закона от 2 октября 2012 г. № 157-ФЗ[1] участковые избирательные комиссии приобрели статус постоянно действующих комиссий в течение всего срока их полномочий. Теперь согласно п. 2 ст. 27 Федерального закона об основных гарантиях избирательных прав срок полномочий участковой избирательной комиссии составляет пять лет.

Полномочия участковой избирательной комиссии прекращаются в связи с истечением их пятилетнего срока полномочий. Досрочное прекращение полномочий участковой комиссии может быть осуществлено решением территориальной избирательной комиссии в случае ликвидации избирательного участка в связи с уточнением перечня избирательных участков.

Роль участковых избирательных комиссий в избирательном процессе во многом объясняется их задачами и полномочиями, сформулированными в законодательстве о выборах.

Под полномочиями участковой избирательной комиссии понимаются ее права и обязанности, установленные законами о выборах.

В соответствии с Федеральным законом об основных гарантиях избирательных прав (п.6 ст.27) участковая избирательная комиссия:

  • информирует население об адресе и о номере телефона участковой комиссии, времени ее работы, а также о дне, времени и месте голосования;
  • уточняет список избирателей, производит ознакомление избирателей с данным списком, рассматривает заявления об ошибках и о неточностях в этом списке и решает вопросы о внесении в него соответствующих изменений;
  • обеспечивает подготовку помещений для голосования, ящиков для голосования и другого оборудования;
  • обеспечивает информирование избирателей о зарегистрированных кандидатах, об избирательных объединениях, зарегистрировавших списки кандидатов, на основе сведений, полученных из вышестоящей комиссии;
  • контролирует соблюдение на территории избирательного участка порядка проведения предвыборной агитации;
  • выдает избирателям открепительные удостоверения;
  • организует на избирательном участке голосование в день голосования, а также досрочное голосование;
  • проводит подсчет голосов, устанавливает итоги голосования на избирательном участке, составляет протокол об итогах голосования и передает его в территориальную избирательную комиссию;
  • объявляет итоги голосования на избирательном участке и выдает заверенные копии протокола об итогах голосования либо заверяет указанные копии лицам, осуществлявшим наблюдение за ходом голосования;
  • рассматривает в пределах своих полномочий жалобы (заявления) на нарушение законов о выборах и принимает по указанным жалобам (заявлениям) мотивированные решения;
  • обеспечивает хранение и передачу в вышестоящие комиссии документов, связанных с подготовкой и проведением выборов;
  • осуществляет иные полномочия в соответствии с законом.

Применительно к конкретным видам выборов (федеральные, региональные или муниципальные) указанные выше полномочия участковой избирательной комиссии конкретизируются в соответствующих федеральных или региональных законах.

Участковые избирательные комиссии являются самым многочисленным видом в системе избирательных комиссий.

Так, для подготовки и проведения выборов Президента Российской Федерации в 2012 году в установленные законодательством сроки на территории России была сформирована 95031 участковая избирательная комиссия, в составы которых было назначено 832872 члена комиссии с правом решающего голоса. По сравнению с выборами депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации шестого созыва, которые были проведены в 2011 г., количество участковых избирательных комиссий возросло на 158 .

С учетом местных условий, а также в целях создания максимальных удобств для избирателей, на выборах Президента Российской Федерации в 2012 году были сформированы: 1655 участковых избирательных комиссий – в местах временного пребывания избирателей (больницах, санаториях, домах отдыха и др.); 935 – на судах, находящихся в день голосования в плавании; 530 – в труднодоступных или отдаленных местностях; 181 – на территориях воинских частей; 125 – в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых; 76 – на железнодорожных вокзалах и в аэропортах; 11 – на полярных станциях .

В соответствии с новыми законодательными требованиями в Российской Федерации в первой половине 2013 г. сформировано около 93-х тысяч участковых избирательных комиссий с пятилетним сроком полномочий, единых для всех выборов, проводимых на территории страны.

Изменения в законодательстве о Едином дне голосования и порядке формировании избирательных участков. Федеральным законом от 2 октября 2012 г. № 157-ФЗ был внесен ряд изменений в нормы Федерального закона об основных гарантиях избирательных прав, регулирующие порядок назначения выборов и формирования избирательных участков.

Если ранее выборы в стране проводились в два единых дня голосования (в марте и октябре), то, как вы уже знаете, с 2013 г. выборы проводится в один единый день голосования. Так, согласно новой редакции п. 3 ст. 10 Федерального закона об основных гарантиях избирательных прав днем голосования на выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления является второе воскресенье сентября года, в котором истекают сроки полномочий указанных органов или депутатов указанных органов, а если сроки полномочий истекают в год проведения выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации очередного созыва, – день голосования на указанных выборах. Из этого общего правила законодателем предусмотрено несколько исключений, установленных в п. 4 – 6 ст. 10 Федерального закона об основных гарантиях избирательных прав и связанных с выборами в связи с досрочным прекращением полномочий органов и депутатов, а также выборами в органы государственной власти вновь образуемого субъекта Российской Федерации и выборами в органы местного самоуправления вновь образованного муниципального образования муниципальных образований.

Изменения в избирательном законодательстве коснулись и порядка формирования избирательных участков. Отныне, согласно новой редакции ст. 19 Федерального закона об основных гарантиях избирательных прав, избирательные участки являются едиными для всех выборов, проводимых в стране на соответствующей территории. Они образуются по согласованию с соответствующей территориальной избирательной комиссией главой местной администрации муниципального района (городского округа, внутригородской территории города федерального значения) сроком на пять лет с учетом местных и иных условий, исходя из необходимости создания максимальных удобств для избирателей. Избирательные участки должны образовываться из расчета не более чем три тысячи избирателей на каждом участке. Границы избирательных участков не должны пересекать границы избирательных округов.

Списки избирательных участков с указанием их границ (если избирательный участок образован на части территории населенного пункта) либо перечня населенных пунктов (если избирательный участок образован на территориях одного или нескольких населенных пунктов), номеров, мест нахождения участковых избирательных комиссий и помещений для голосования должны быть опубликованы главой местной администрации муниципального района (городского округа, внутригородской территории города федерального значения), а при проведении выборов в орган местного самоуправления поселения – главой местной администрации поселения не позднее чем за 40 дней до дня голосования.

Перечень избирательных участков и их границы могут быть уточнены в установленном законом порядке в связи с изменением границ, преобразованием, упразднением муниципальных образований, уменьшением (до пятидесяти и менее) числа избирателей, зарегистрированных на территории избирательного участка.

В соответствии с п. 5 ст. 19 Федерального закона об основных гарантиях избирательных прав в местах временного пребывания избирателей (больницах, санаториях, домах отдыха, на вокзалах, в аэропортах, местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых и других местах временного пребывания), в труднодоступных и отдаленных местностях, на судах, находящихся в день голосования в плавании, и на полярных станциях избирательные участки могут образовываться предусмотренной законом избирательной комиссией на установленный ею срок не позднее чем за 30 дней до дня голосования, а в исключительных случаях по согласованию с вышестоящей избирательной комиссией – не позднее чем за три дня до дня голосования. Такие участки входят в избирательные округа по месту их расположения или по месту приписки судна. В труднодоступных и отдаленных местностях, на судах, находящихся в день голосования в плавании, и на полярных станциях избирательные участки могут образовываться вышестоящей избирательной комиссией по согласованию с капитаном судна или судовладельцем, начальником полярной станции, руководителями других объектов, расположенных в труднодоступных и отдаленных местностях.

С учетом практики применения норм Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее – Федеральный закон об основных гарантиях) на прошедших в 2011-2012 годах избирательных кампаниях по выборам депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации и Президента Российской Федерации, а также на совмещенных с ними выборах в органы государственной власти и местного самоуправления, предлагается сократить сроки осуществления участковыми комиссиями отдельных избирательных действий и действий по проведению референдума, а именно: сократить с 20 до 10 дней составление списков избирателей, участников референдума, выдачу открепительных удостоверений, проведение досрочного голосования в помещениях комиссий референдума, оповещение избирателей, участников референдума о дне и месте проведения голосования.

Вместе с тем, с учетом установления в качестве единого дня голосования на региональных и муниципальных выборах второго воскресенья сентября, увеличены сроки проведения досрочного голосования в труднодоступных и отдаленных местностях, на полярных станциях, на судах, которые в день голосования будут находиться в плавании с 15 до 20 дней до дня голосования ввиду того, что в летне-осенний период транспортное сообщение с указанными местами затруднено, что осложняет возможности проведения досрочного голосования групп избирателей (Республика Саха (Якутия), регионы Крайнего Севера, Сибири).

В статье 66 Федерального закона об основных гарантиях уточняется, что заявления (устные обращения) о предоставлении возможности проголосовать вне помещения для голосования могут быть поданы в участковую избирательную комиссию не в любое время после ее сформирования, а в течение 10 дней до дня голосования.

Порядок формирования участковой избирательной комиссии. Порядок формирования участковой избирательной комиссии определен в Федеральном законе об основных гарантиях избирательных прав (ст.ст. 22, 27).  

Формирование участковой избирательной комиссии осуществляется территориальной избирательной комиссией на основе предложений:

  • политических партий, а также региональных отделений и иных структурных подразделений политической партии в случае, если уставом политической партии им делегировано право самостоятельно принимать участие в решении вопросов, связанных с выборами на соответствующей территории, либо если право вносить предложения по кандидатурам им делегировано полномочным (руководящим) органом политической партии;
  • иных общественных объединений, созданных в любой организационно-правовой форме в соответствии с федеральным законодательством, регулирующим деятельность общественных объединений;
  • избирательных объединений, которые не являются политическими партиями и которые выдвинули списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в представительном органе муниципального образования созыва, действующего на момент внесения указанных предложений;
  • соответствующего представительного органа муниципального образования;
  • собраний избирателей по месту жительства, работы, службы, учебы.

В соответствии с п. 5 ст. 27 Федерального закона об основных гарантиях избирательных прав вышестоящая избирательная комиссия обязана назначить не менее одной второй от общего числа членов участковой избирательной комиссии на основе поступивших предложений:

  • политических партий, выдвинувших федеральные списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации;
  • политических партий, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта Российской Федерации;
  • избирательных объединений, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в представительном органе муниципального образования.

При формировании участковой избирательной комиссии следует учитывать также требования положений п. 4 и 5 ст. 22 Федерального закона об основных гарантиях избирательных прав. Так, согласно этим нормам в участковую избирательную комиссию может быть назначено не более одного представителя от каждой политической партии, от каждого избирательного объединения, иного общественного объединения. Последние не вправе предлагать одновременно несколько кандидатур для назначения в состав одной комиссии.

Государственные и муниципальные служащие не могут составлять более одной второй от общего числа членов участковой избирательной комиссии. Данное положение может не применяться при формировании участковых избирательных комиссий на избирательных участках, образованных на территориях воинских частей, расположенных в обособленных, удаленных от населенных пунктов местностях, а также за пределами территории Российской Федерации.

В соответствии с п. 1 ст. 29 Федерального закона об основных гарантиях избирательных прав членами участковых избирательных комиссий не могут быть:

  • лица, не имеющие гражданства Российской Федерации, а также граждане Российской Федерации, имеющие гражданство иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства;
  • граждане Российской Федерации, признанные решением суда, вступившим в законную силу, недееспособными, ограниченно дееспособными;
  • граждане Российской Федерации, не достигшие возраста 18 лет;
  • депутаты законодательных (представительных) органов государственной власти, органов местного самоуправления;
  • выборные должностные лица, а также главы местных администраций;
  • судьи, прокуроры;
  • на соответствующих выборах – кандидаты, их уполномоченные представители и доверенные лица, уполномоченные представители и доверенные лица избирательных объединений, выдвинувших кандидатов;
  • на соответствующих выборах – члены комиссий с правом совещательного голоса;
  • на соответствующих выборах – супруги и близкие родственники кандидатов, близкие родственники супругов кандидатов;
  • лица, которые находятся в непосредственном подчинении у кандидатов;
  • лица, выведенные из состава комиссий по решению суда, а также лица, утратившие свои полномочия членов комиссий с правом решающего голоса в результате расформирования комиссии (за исключением лиц, в отношении которых судом было установлено отсутствие вины за допущенные комиссией нарушения), – в течение пяти лет со дня вступления в законную силу соответствующего решения суда;
  • лица, имеющие неснятую и непогашенную судимость, а также лица, подвергнутые в судебном порядке административному наказанию за нарушение законодательства о выборах и референдумах, – в течение одного года со дня вступления в законную силу решения (постановления) суда о назначении административного наказания.

Вышестоящая избирательная комиссия, назначающая в состав участковой избирательной комиссии гражданина Российской Федерации, выдвинутого в соответствии с требованиями закона, обязана получить письменное согласие указанного гражданина Российской Федерации на вхождение в состав этой комиссии.

В соответствии с п. 8 ст. 22 Федерального закона об основных гарантиях избирательных прав сроки формирования участковых избирательных комиссий и сроки приема предложений по их составу устанавливаются законом. При этом период, в который органы, формирующие данные комиссии, принимают предложения, должен составлять не менее 30 дней.

Число членов участковых избирательных комиссий с правом решающего голоса определяется с учетом требований, предусмотренных п. 3 ст. 27 Федерального закона об основных гарантиях избирательных прав. Так, согласно этой норме число членов участковой комиссии с правом решающего голоса определяется формирующими ее территориальной избирательной комиссией либо соответствующим должностным лицом в зависимости от числа избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего избирательного участка, в следующих пределах:

  • до 1001 избирателя – 3–9 членов участковой комиссии;
  • от 1001 до 2001 избирателя – 7–12 членов участковой комиссии;
  • более 2000 избирателей – 7–16 членов участковой комиссии.

На избирательном участке, образованном при проведении федеральных выборов за пределами территории Российской Федерации, участковая избирательная комиссия формируется руководителем соответствующего дипломатического представительства или консульского учреждения Российской Федерации либо командиром воинской части, расположенной за пределами территории Российской Федерации.

Членам участковой комиссии с правом решающего голоса территориальная комиссия выдает удостоверения, форма которых устанавливается Центральной избирательной комиссией Российской Федерации.

Порядок формирования кадрового резерва составов участковых избирательных комиссий. Кандидатуры, предложенные в состав участковой комиссии с учетом требований законодательства, но не назначенные членами комиссии, зачисляются в резерв составов участковых комиссий, который формируется избирательной комиссией субъекта Российской Федерации. Целями формирования данного резерва являются своевременное восполнение вакансий в составах участковых комиссий из числа лиц, обладающих знаниями в области законодательства о выборах и защиты избирательных прав граждан участковыми комиссиями.

Порядок формирования резерва составов участковых избирательных комиссий и назначения нового члена участковой комиссии из резерва составов участковых комиссий утвержден постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 5 декабря 2012 г. № 152/1137-6.

Резерв составов участковых комиссий формируется сроком на 5 лет избирательной комиссией субъекта Российской Федерации исходя из установленной ею структуры резерва составов участковых комиссий, которая может предусматривать, с учетом местных условий, создание резерва для участковой комиссии, для территориальной комиссии, для группы территориальных комиссий как единообразно, так и в различных сочетаниях.

В данный резерв не зачисляются кандидатуры, не соответствующие требованиям, установленным п. 1 ст. 29 (за исключением подпунктов «ж», «з», «и», «к» и «л») Федерального закона об основных гарантиях избирательных прав, а также кандидатуры, в отношении которых отсутствуют документы, необходимые для зачисления в резерв составов участковых избирательных комиссий.

Кандидатуры, предложенные в состав участковой избирательной комиссии в соответствии с п. 4 ст. 27 Федерального закона об основных гарантиях избирательных прав, но не назначенные членами комиссии, зачисляются в резерв составов участковых комиссий при наличии письменного согласия гражданина Российской Федерации на назначение членом участковой избирательной комиссии, зачисление в резерв составов участковых комиссий, обработку персональных данных, составленного по соответствующей форме.

Территориальные избирательные комиссии не позднее чем через 30 дней со дня окончания формирования участковых комиссий направляют решения о предложении кандидатур для зачисления в резерв составов участковых комиссий в избирательную комиссию субъекта Российской Федерации, которая не позднее чем через 45 дней со дня окончания формирования участковых комиссий на соответствующих территориях принимает решение о кандидатурах для зачисления в резерв составов участковых комиссий.

Избирательная комиссия субъекта Российской Федерации обязана ежегодно с участием территориальных избирательных комиссий проводить уточнение сведений по кандидатурам, зачисленным в резерв составов участковых комиссий, по результатам которого ею может быть принято решение о сборе предложений для дополнительного зачисления в резерв составов участковых комиссий.

В соответствии с положениями ст. 22 и 27 Федерального закона об основных гарантиях избирательных прав дополнительное зачисление в резерв составов участковых комиссий осуществляется избирательной комиссией субъекта Российской Федерации на основе предложений:

  • политических партий, а также региональных отделений и иных структурных подразделений политических партий в случае, если уставом политической партии им делегировано право самостоятельно принимать участие в решении вопросов, связанных с выборами на соответствующей территории, либо если право вносить предложения по кандидатурам им делегировано полномочным (руководящим) органом политической партии;
  • иных общественных объединений, а также региональных отделений и иных структурных подразделений общественных объединений (если это не противоречит уставу общественного объединения), в том числе общественных объединений инвалидов, созданных в любой организационно-правовой форме в соответствии с федеральным законодательством, регулирующим деятельность общественных объединений;
  • избирательных объединений, которые не являются политическими партиями и которые выдвинули списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в представительном органе муниципального образования созыва, действующего на момент внесения указанных предложений;
  • собраний избирателей по месту жительства, работы, службы, учебы;
  • представительных органов муниципальных образований.

Предложения по кандидатурам для дополнительного зачисления в резерв составов участковых избирательных комиссий, в том числе письменное согласие кандидатур, представляются в соответствующую территориальную избирательную комиссию. Ограничений по количеству кандидатур для дополнительного зачисления в резерв составов участковых комиссий не устанавливается. Срок внесения предложений по кандидатурам для дополнительного зачисления в резерв составов участковых комиссий должен составлять не менее 20 дней со дня опубликования соответствующего сообщения избирательной комиссии субъекта Российской Федерации, а в период избирательной кампании – не менее 7 дней.

По решению избирательной комиссии субъекта Российской Федерации лица, зачисленные в резерв составов участковых комиссий, исключаются из него в следующих случаях:

  • на основании личного письменного заявления лица, зачисленного в резерв составов участковых комиссий;
  • в связи с выявлением обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии лица, зачисленного в резерв составов участковых комиссий, требованиям, установленным п. 1 ст. 29 (за исключением подпунктов «ж», «з», «и», «к» и «л») Федерального закона об основных гарантиях избирательных прав;
  • смерти лица, зачисленного в резерв составов участковых комиссий, или признания его решением суда, вступившим в законную силу, недееспособным, ограничено дееспособным, безвестно отсутствующим или умершим;
  • назначения в состав участковой комиссии;
  • на основании решения политической партии с обязательным представлением в трехдневный срок кандидатуры в резерв составов участковых комиссий взамен отозванной.

В случае досрочного прекращения полномочий члена участковой комиссии, назначенного по представлению политической партии, выдвинувшей федеральный список кандидатов, допущенный к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, либо политической партии, выдвинувшей список кандидатов, допущенный к распределению депутатских мандатов в законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта Российской Федерации, политической партии, выдвинувшей список кандидатов, которому переданы депутатские мандаты в соответствии с законом субъекта Российской Федерации, предусмотренным п. 17 ст. 35 Федерального закона об основных гарантиях избирательных прав, либо избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, допущенный к распределению депутатских мандатов в представительном органе муниципального образования созыва, действующего на момент досрочного прекращения полномочий, в соответствии с п. 5 ст. 27 Федерального закона об основных гарантиях избирательных прав вакантное место замещается лицом, зачисленным в резерв составов участковых комиссий по предложению указанной политической партии (избирательного объединения). При наличии нескольких кандидатур, зачисленных в резерв составов участковых комиссий по предложению указанной политической партии (избирательного объединения), вакантное место замещает первый из списка лиц, зачисленных в резерв составов участковых комиссий, согласно очередности, указанной политической партией (избирательным объединением), а при отсутствии указания очередности – любое лицо из указанного списка по решению территориальной избирательной комиссии.

В случае отсутствия резерва составов участковых комиссий для конкретной участковой комиссии членом данной участковой комиссии с его согласия может быть назначено лицо, зачисленное в резерв составов участковых комиссий для иной участковой комиссии.

Лицо, намеченное к назначению в участковую комиссию из резерва составов участковых комиссий, должно письменно уведомляться территориальной избирательной комиссией о планируемом решении.

Статус члена участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса.

Основы правового статуса члена участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса определены в ст.29 Федерального закона об основных гарантиях избирательных прав, положения которой детализируются в федеральных и региональных законах о конкретных видах выборов.

Под статусом члена участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса понимается совокупность установленных законом прав, обязанностей и гарантий деятельности этих членов комиссии.

Член участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса не может быть на одних и тех же выборах одновременно членом иной комиссии с правом решающего голоса.

Срок полномочий членов участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса истекает одновременно с прекращением полномочий комиссии, в состав которой они входят.

Основания досрочного освобождения от обязанностей члена участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса установлены в п.6 ст.29 Федерального закона об основных гарантиях избирательных прав. В соответствии с этой нормой член комиссии с правом решающего голоса освобождается от обязанностей члена комиссии до истечения срока своих полномочий по решению органа, его назначившего, в случае:

  • подачи членом комиссии заявления в письменной форме о сложении своих полномочий. Указанное заявление не может быть подано в период, начинающийся за десять дней до дня голосования и заканчивающийся в день установления итогов голосования, за исключением случая, когда оно подается в связи с вынуждающими к тому обстоятельствами: тяжелой болезнью, стойким расстройством здоровья члена комиссии, его близких родственников;
  • появления оснований, предусмотренных пунктами 1 и 4 ст.29 Федерального закона об основных гарантиях избирательных прав (например, назначение члена комиссии судьей, прокурором или его избрание депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти, органа местного самоуправления и др.).

Полномочия члена участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса прекращаются немедленно в случае:

  • утраты членом комиссии гражданства Российской Федерации, приобретения им гражданства иностранного государства либо получения им вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства;
  • вступления в законную силу в отношении члена комиссии обвинительного приговора суда либо решения (постановления) суда о назначении административного наказания за нарушение законодательства о выборах и референдумах;
  • признания члена комиссии решением суда, вступившим в законную силу, недееспособным, ограниченно дееспособным, безвестно отсутствующим или умершим;
  • смерти члена комиссии;
  • признания члена комиссии решением суда, вступившим в законную силу, на основании заявления соответствующей комиссии систематически не выполняющим свои обязанности;
  • вступления в законную силу решения суда о расформировании комиссии в соответствии со ст. 31 Федерального закона об основных гарантиях избирательных прав.

Вышестоящая избирательная комиссия, назначившая члена участковой избирательной комиссии, обязана назначить нового члена комиссии вместо выбывшего не позднее чем в месячный срок, а в период избирательной кампании – не позднее чем через десять дней со дня его выбытия.

Избирательным законодательством закреплены гарантии деятельности члена участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса. Под данными гарантиями понимается совокупность правовых средств, направленных на обеспечение беспрепятственного осуществления членом участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса его прав и обязанностей в избирательном процессе.

Избирательное законодательство гарантирует членам участковых избирательных комиссий при определенных условиях дополнительную оплату труда (вознаграждение). В соответствии с п.17 ст.29 Федерального закона об основных гарантиях избирательных прав члену участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса может производиться дополнительная оплата труда (вознаграждение) за работу в комиссии по подготовке и проведению выборов. За членом комиссии с правом решающего голоса, освобожденным на основании представления комиссии от основной работы на период подготовки и проведения выборов, сохраняется основное место работы (должность), и ему выплачивается компенсация за период, в течение которого он был освобожден от основной работы. Размеры и порядок выплаты компенсации и дополнительной оплаты труда (вознаграждения) устанавливаются комиссией, организующей соответствующие выборы, за счет и в пределах бюджетных средств, выделенных на проведение этих выборов.

Другая гарантия деятельности члена участковой избирательной комиссии закреплена в п. 18 ст. 29 Федерального закона об основных гарантиях избирательных прав. Согласно этой норме решение о возбуждении уголовного дела в отношении члена участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса, привлечении его в качестве обвиняемого по уголовному делу принимаются руководителем следственного органа Следственного комитета Российской Федерации по субъекту Российской Федерации. Ходатайство перед судом об избрании в качестве меры пресечения заключения под стражу в отношении члена участковой комиссии с правом решающего голоса может быть возбуждено с согласия руководителя следственного органа Следственного комитета Российской Федерации по субъекту Российской Федерации. Член участковой комиссии с правом решающего голоса не может быть подвергнут административному наказанию, налагаемому в судебном порядке, без согласия прокурора субъекта Российской Федерации.

Также законодатель гарантирует членам избирательных комиссий дополнительную охрану их трудовых прав. Член участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса до окончания срока своих полномочий, а также член комиссии с правом совещательного голоса в период избирательной кампании, не могут быть уволены с работы по инициативе работодателя или без их согласия переведены на другую работу (п.19 ст.29 Федерального закона об основных гарантиях избирательных прав).

Член участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса и член комиссии с правом совещательного голоса:

  • заблаговременно извещаются о заседаниях соответствующей комиссии;
  • вправе выступать на заседании комиссии, вносить предложения по вопросам, отнесенным к компетенции соответствующей комиссии, и требовать проведения по данным вопросам голосования;
  • вправе задавать другим участникам заседания комиссии вопросы в соответствии с повесткой дня и получать на них ответы по существу;
  • вправе знакомиться с документами и материалами (в том числе со списками избирателей, с подписными листами, финансовыми отчетами кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков, бюллетенями), непосредственно связанными с выборами, включая документы и материалы, находящиеся на машиночитаемых носителях, соответствующей и нижестоящих комиссий и получать копии этих документов и материалов (за исключением бюллетеней, открепительных удостоверений, списков избирателей, подписных листов, иных документов и материалов, содержащих конфиденциальную информацию, отнесенную к таковой в порядке, установленном федеральным законом), требовать заверения указанных копий;
  • вправе удостовериться в правильности подсчета по спискам избирателей числа лиц, принявших участие в голосовании, в правильности сортировки бюллетеней по кандидатам, избирательным объединениям, избирательным блокам;
  • вправе обжаловать действия (бездействие) комиссии в соответствующую вышестоящую комиссию или в суд.

Избирательным законодательством различается статус членов избирательной комиссии с правом решающего голоса и с правом совещательного голоса. Члены комиссии с правом совещательного голоса имеют меньший объем прав по вопросам подготовки и организации выборов, чем члены комиссии с правом решающего голоса. Если последние назначаются в состав участковой избирательной комиссии вышестоящей избирательной комиссией, то члены комиссии с правом совещательного голоса назначаются в состав участковой избирательной комиссии кандидатом, а также избирательным объединением, выдвинувшим список кандидатов.

Полномочия члена участковой избирательной комиссии с правом совещательного голоса удостоверяются в письменной форме кандидатом, избирательным объединением, выдвинувшим списки кандидатов, с указанием следующих данных об этом члене комиссии: фамилия, имя, отчество, место жительства, номер избирательного участка, наименование участковой избирательной комиссии, куда направляется данный член комиссии с правом совещательного голоса. Документ, удостоверяющий полномочия члена участковой избирательной комиссии, должен быть датирован и подписан кандидатом (соответствующими руководителями избирательного объединения). Данный документ действителен при предъявлении паспорта или заменяющего его документа. Участковая избирательная комиссия выдает членам комиссии с правом совещательного голоса удостоверения, форма которого утверждается вышестоящей избирательной комиссией.

В соответствии с п. 22 ст. 29 Федерального закона об основных гарантиях избирательных прав член участковой избирательной комиссии с правом совещательного голоса обладает равными правами с членом комиссии с правом решающего голоса по вопросам подготовки и проведения выборов, за исключением права:

  • выдавать и подписывать бюллетени, открепительные удостоверения;
  • участвовать в сортировке, подсчете и погашении бюллетеней;
  • составлять протокол об итогах голосования;
  • участвовать в голосовании при принятии решения по вопросу, отнесенному к компетенции комиссии, и подписывать решения комиссии.

Полномочия члена участковой избирательной комиссии с правом совещательного голоса могут быть прекращены по решению лица или органа, назначивших данного члена комиссии, и переданы другому лицу.

По общему правилу полномочия членов участковых избирательных комиссий с правом совещательного голоса прекращаются одновременно с прекращением полномочий этих комиссий. Однако если кандидату, избирательному объединению было отказано в регистрации (в регистрации списка кандидатов) или регистрация кандидата, списка кандидатов, выдвинутых политической партией, была отменена, полномочия назначенных ими членов избирательной комиссии с правом совещательного голоса прекращаются со дня отказа в регистрации, отмены регистрации соответствующего кандидата, списка кандидатов, а если решение об отказе в регистрации обжаловано в суд – со дня вступления в силу решения суда о законности отказа в регистрации.

Особенности процедуры назначения (избрания) на должность и освобождения от должности руководителей участковой избирательной комиссии. В соответствии с п. 7 ст. 28 Федерального закона об основных гарантиях избирательных прав председатель участковой избирательной комиссии назначаются на должность из числа ее членов с правом решающего голоса и освобождаются от должности непосредственно вышестоящей избирательной комиссией.

Заместитель председателя и секретарь участковой избирательной комиссии избираются тайным голосованием на ее первом заседании из числа членов комиссии с правом решающего голоса. Решения об их избрании принимается большинством голосов от установленного числа членов комиссии с правом решающего голоса. Решения об освобождении от должностей заместителя председателя и секретаря комиссии принимаются тайным голосованием (за исключением случая освобождения от должности по личному заявлению).

Расформирование участковой избирательной комиссии. Мера государственно-принудительного правового воздействия в виде расформирования избирательной комиссии по своей юридической природе относится к мерам конституционно-правовой ответственности, а основания и порядок ее применения регламентируются в ст. 31 Федерального закона об основных гарантиях избирательных прав. В качестве санкции здесь выступает принудительный досрочный роспуск в судебном порядке комиссии в ранее сформированном составе. Прекращаются полномочия только членов комиссии с правом решающего голоса. Расформирование комиссии не влечет прекращения полномочий ее членов с правом совещательного голоса. Последние могут принимать участие в работе участковой комиссии, сформированной в новом составе.

Применительно к участковым избирательным комиссиям Федеральный закон об основных гарантиях избирательных прав (п. 1 ст. 31) предусматривает два вида фактических оснований их расформирования:

  • нарушение комиссией избирательных прав граждан, повлекшего за собой признание Центральной избирательной комиссией Российской Федерации, избирательной комиссией субъекта Российской Федерации (в том числе на основании решения суда), недействительными итогов голосования на соответствующем избирательном участке;
  • неисполнение комиссией решения суда или вышестоящей избирательной комиссии, а также решений избирательной комиссии муниципального района, принятых по результатам рассмотрения жалобы на решение или действие (бездействие) данной участковой комиссии.

С заявлением в районный суд о расформировании участковой избирательной комиссии вправе обратиться группа депутатов численностью не менее одной трети от общего числа депутатов соответствующего законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, либо группа депутатов соответствующего представительного органа муниципального образования численностью не менее одной трети от общего числа депутатов этого органа, либо Центральная избирательная комиссия Российской Федерации, либо избирательная комиссия субъекта Российской Федерации.

Данное заявление может быть подано не позднее чем за 30 дней до дня голосования либо после окончания избирательной кампании, но не позднее чем через три месяца со дня появления оснований для расформирования комиссии. При проведении повторного голосования заявление в суд о расформировании участковой комиссии может быть также подано в период после установления итогов голосования на данном участке, но не позднее чем за семь дней до дня повторного голосования.

Заявление о расформировании комиссии принимается районным судом к рассмотрению немедленно, и решение по нему выносится не позднее чем через 14 дней, а в период избирательной кампании – не позднее чем через три дня со дня подачи заявления. Дело о расформировании комиссии рассматривается районным судом коллегиально по процессуальным правилам, установленным Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации.

В случае принятия судом решения о расформировании участковой комиссии, данная комиссия формируется в новом составе территориальной избирательной комиссией с соблюдением требований, установленных законодательством.

Порядок и формы взаимодействия участковых избирательных комиссий с вышестоящими избирательными комиссиями и органами местного самоуправления. В рамках реализации своих полномочий участковые избирательные комиссии активно взаимодействуют с вышестоящими избирательными комиссиями и органами местного самоуправления.

Как определено в Федеральном законе об основных гарантиях избирательных прав (подп. 23 ст. 2), вышестоящая избирательная комиссия – это определенная в качестве таковой законом избирательная комиссия, организующая и обеспечивающая подготовку и проведение выборов, по отношению к иным избирательным комиссиям, организующим и обеспечивающим подготовку и проведение этих же выборов. Соответственно, по отношению к вышестоящей избирательной комиссии участковая избирательная комиссия будет иметь статус нижестоящей избирательной комиссии.

В зависимости от вида выборов в качестве непосредственно вышестоящих избирательных комиссий по отношению к участковым избирательным комиссиям, как правило, выступают территориальные, окружные избирательные комиссии либо избирательные комиссии муниципальных образований.

Решения вышестоящих избирательных комиссий, принятые в пределах их компетенции, обязательны для участковых избирательных комиссий.

Взаимодействуя с вышестоящей избирательной комиссией участковая избирательная комиссия осуществляет большой комплекс мероприятий:

  • организуют обучение членов участковой избирательной комиссии по согласованию с вышестоящей избирательной комиссией;
  • получает от вышестоящей избирательной комиссии по акту список избирателей для его последующего уточнения, представления избирателям и использования в процессе голосования;
  • получает от вышестоящей избирательной комиссии по акту бланки открепительных удостоверений для последующей их выдачи избирателям;
  • получает от вышестоящей избирательной комиссии избирательные бюллетени, проводит их пересчет в обязательном порядке, обеспечивает их сохранность;
  • получает от вышестоящей избирательной комиссии смету расходов участковой избирательной комиссии;
  • уточняет в вышестоящей избирательной комиссии накануне дня голосования график и формы представления сведений об открытии помещения для голосования и сведений о ходе голосования.

После установления итогов голосования участковая избирательная комиссия передает в установленном порядке в вышестоящую избирательную комиссию первый экземпляр протокола об итогах голосования на соответствующем избирательном участке, избирательные бюллетени, списки избирателей и иную избирательную документацию в упакованном и опечатанном виде.

В соответствии с п. 16 ст. 20 Федерального закона об основных гарантиях избирательных прав органы местного самоуправления и муниципальные учреждения, а также их должностные лица обязаны оказывать участковым избирательным комиссиям содействие в реализации их полномочий, в частности на безвозмездной основе предоставлять необходимые помещения, в том числе для хранения избирательной документации до передачи указанной документации в архив либо уничтожения по истечении сроков хранения, установленных законом, обеспечивать охрану предоставляемых помещений и указанной документации, а также предоставлять на безвозмездной основе транспортные средства, средства связи, техническое оборудование.

Помещение для голосования безвозмездно предоставляется в распоряжение участковой избирательной комиссии главой местной администрации соответствующего муниципального образования. Данное помещение, а также помещения, предоставленные для работы участковой избирательной комиссии, должны отвечать соответствующим нормативам по противопожарной безопасности, санитарным нормам и быть удобными для избирателей.

 

Просмотров: 111
Яндекс.Метрика