10 сентября 2017 года - Единый день голосования

Статус члена участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса

Создано: 18.10.2016
1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Рейтинг 100% [1 Голос]

Основы правового статуса члена участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса определены в ст.29 Федерального закона об основных гарантиях избирательных прав, положения которой детализируются в федеральных и региональных законах о конкретных видах выборов.

Под статусом члена участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса понимается совокупность установленных законом прав, обязанностей и гарантий деятельности этих членов комиссии.

Член участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса не может быть на одних и тех же выборах одновременно членом иной комиссии с правом решающего голоса.

Срок полномочий членов участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса истекает одновременно с прекращением полномочий комиссии, в состав которой они входят.

Основания досрочного освобождения от обязанностей члена участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса установлены в п.6 ст.29 Федерального закона об основных гарантиях избирательных прав. В соответствии с этой нормой член комиссии с правом решающего голоса освобождается от обязанностей члена комиссии до истечения срока своих полномочий по решению органа, его назначившего, в случае:

  • подачи членом комиссии заявления в письменной форме о сложении своих полномочий. Указанное заявление не может быть подано в период, начинающийся за десять дней до дня голосования и заканчивающийся в день установления итогов голосования, за исключением случая, когда оно подается в связи с вынуждающими к тому обстоятельствами: тяжелой болезнью, стойким расстройством здоровья члена комиссии, его близких родственников;
  • появления оснований, предусмотренных пунктами 1 и 4 ст.29 Федерального закона об основных гарантиях избирательных прав (например, назначение члена комиссии судьей, прокурором или его избрание депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти, органа местного самоуправления и др.).

Полномочия члена участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса прекращаются немедленно в случае:

  • утраты членом комиссии гражданства Российской Федерации, приобретения им гражданства иностранного государства либо получения им вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства;
  • вступления в законную силу в отношении члена комиссии обвинительного приговора суда либо решения (постановления) суда о назначении административного наказания за нарушение законодательства о выборах и референдумах;
  • признания члена комиссии решением суда, вступившим в законную силу, недееспособным, ограниченно дееспособным, безвестно отсутствующим или умершим;
  • смерти члена комиссии;
  • признания члена комиссии решением суда, вступившим в законную силу, на основании заявления соответствующей комиссии систематически не выполняющим свои обязанности;
  • вступления в законную силу решения суда о расформировании комиссии в соответствии со ст. 31 Федерального закона об основных гарантиях избирательных прав.

Вышестоящая избирательная комиссия, назначившая члена участковой избирательной комиссии, обязана назначить нового члена комиссии вместо выбывшего не позднее чем в месячный срок, а в период избирательной кампании – не позднее чем через десять дней со дня его выбытия.

Избирательным законодательством закреплены гарантии деятельности члена участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса. Под данными гарантиями понимается совокупность правовых средств, направленных на обеспечение беспрепятственного осуществления членом участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса его прав и обязанностей в избирательном процессе.

Избирательное законодательство гарантирует членам участковых избирательных комиссий при определенных условиях дополнительную оплату труда (вознаграждение). В соответствии с п.17 ст.29 Федерального закона об основных гарантиях избирательных прав члену участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса может производиться дополнительная оплата труда (вознаграждение) за работу в комиссии по подготовке и проведению выборов. За членом комиссии с правом решающего голоса, освобожденным на основании представления комиссии от основной работы на период подготовки и проведения выборов, сохраняется основное место работы (должность), и ему выплачивается компенсация за период, в течение которого он был освобожден от основной работы. Размеры и порядок выплаты компенсации и дополнительной оплаты труда (вознаграждения) устанавливаются комиссией, организующей соответствующие выборы, за счет и в пределах бюджетных средств, выделенных на проведение этих выборов.

Другая гарантия деятельности члена участковой избирательной комиссии закреплена в п. 18 ст. 29 Федерального закона об основных гарантиях избирательных прав. Согласно этой норме решение о возбуждении уголовного дела в отношении члена участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса, привлечении его в качестве обвиняемого по уголовному делу принимаются руководителем следственного органа Следственного комитета Российской Федерации по субъекту Российской Федерации. Ходатайство перед судом об избрании в качестве меры пресечения заключения под стражу в отношении члена участковой комиссии с правом решающего голоса может быть возбуждено с согласия руководителя следственного органа Следственного комитета Российской Федерации по субъекту Российской Федерации. Член участковой комиссии с правом решающего голоса не может быть подвергнут административному наказанию, налагаемому в судебном порядке, без согласия прокурора субъекта Российской Федерации.

Также законодатель гарантирует членам избирательных комиссий дополнительную охрану их трудовых прав. Член участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса до окончания срока своих полномочий, а также член комиссии с правом совещательного голоса в период избирательной кампании, не могут быть уволены с работы по инициативе работодателя или без их согласия переведены на другую работу (п.19 ст.29 Федерального закона об основных гарантиях избирательных прав).

Член участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса и член комиссии с правом совещательного голоса:

  • заблаговременно извещаются о заседаниях соответствующей комиссии;
  • вправе выступать на заседании комиссии, вносить предложения по вопросам, отнесенным к компетенции соответствующей комиссии, и требовать проведения по данным вопросам голосования;
  • вправе задавать другим участникам заседания комиссии вопросы в соответствии с повесткой дня и получать на них ответы по существу;
  • вправе знакомиться с документами и материалами (в том числе со списками избирателей, с подписными листами, финансовыми отчетами кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков, бюллетенями), непосредственно связанными с выборами, включая документы и материалы, находящиеся на машиночитаемых носителях, соответствующей и нижестоящих комиссий и получать копии этих документов и материалов (за исключением бюллетеней, открепительных удостоверений, списков избирателей, подписных листов, иных документов и материалов, содержащих конфиденциальную информацию, отнесенную к таковой в порядке, установленном федеральным законом), требовать заверения указанных копий;
  • вправе удостовериться в правильности подсчета по спискам избирателей числа лиц, принявших участие в голосовании, в правильности сортировки бюллетеней по кандидатам, избирательным объединениям, избирательным блокам;
  • вправе обжаловать действия (бездействие) комиссии в соответствующую вышестоящую комиссию или в суд.

Избирательным законодательством различается статус членов избирательной комиссии с правом решающего голоса и с правом совещательного голоса. Члены комиссии с правом совещательного голоса имеют меньший объем прав по вопросам подготовки и организации выборов, чем члены комиссии с правом решающего голоса. Если последние назначаются в состав участковой избирательной комиссии вышестоящей избирательной комиссией, то члены комиссии с правом совещательного голоса назначаются в состав участковой избирательной комиссии кандидатом, а также избирательным объединением, выдвинувшим список кандидатов.

Полномочия члена участковой избирательной комиссии с правом совещательного голоса удостоверяются в письменной форме кандидатом, избирательным объединением, выдвинувшим списки кандидатов, с указанием следующих данных об этом члене комиссии: фамилия, имя, отчество, место жительства, номер избирательного участка, наименование участковой избирательной комиссии, куда направляется данный член комиссии с правом совещательного голоса. Документ, удостоверяющий полномочия члена участковой избирательной комиссии, должен быть датирован и подписан кандидатом (соответствующими руководителями избирательного объединения). Данный документ действителен при предъявлении паспорта или заменяющего его документа. Участковая избирательная комиссия выдает членам комиссии с правом совещательного голоса удостоверения, форма которого утверждается вышестоящей избирательной комиссией.

В соответствии с п. 22 ст. 29 Федерального закона об основных гарантиях избирательных прав член участковой избирательной комиссии с правом совещательного голоса обладает равными правами с членом комиссии с правом решающего голоса по вопросам подготовки и проведения выборов, за исключением права:

  • выдавать и подписывать бюллетени, открепительные удостоверения;
  • участвовать в сортировке, подсчете и погашении бюллетеней;
  • составлять протокол об итогах голосования;
  • участвовать в голосовании при принятии решения по вопросу, отнесенному к компетенции комиссии, и подписывать решения комиссии.

Полномочия члена участковой избирательной комиссии с правом совещательного голоса могут быть прекращены по решению лица или органа, назначивших данного члена комиссии, и переданы другому лицу.

По общему правилу полномочия членов участковых избирательных комиссий с правом совещательного голоса прекращаются одновременно с прекращением полномочий этих комиссий. Однако если кандидату, избирательному объединению было отказано в регистрации (в регистрации списка кандидатов) или регистрация кандидата, списка кандидатов, выдвинутых политической партией, была отменена, полномочия назначенных ими членов избирательной комиссии с правом совещательного голоса прекращаются со дня отказа в регистрации, отмены регистрации соответствующего кандидата, списка кандидатов, а если решение об отказе в регистрации обжаловано в суд – со дня вступления в силу решения суда о законности отказа в регистрации.

Особенности процедуры назначения (избрания) на должность и освобождения от должности руководителей участковой избирательной комиссии

В соответствии с п. 7 ст. 28 Федерального закона об основных гарантиях избирательных прав председатель участковой избирательной комиссии назначаются на должность из числа ее членов с правом решающего голоса и освобождаются от должности непосредственно вышестоящей избирательной комиссией.

Заместитель председателя и секретарь участковой избирательной комиссии избираются тайным голосованием на ее первом заседании из числа членов комиссии с правом решающего голоса. Решения об их избрании принимается большинством голосов от установленного числа членов комиссии с правом решающего голоса. Решения об освобождении от должностей заместителя председателя и секретаря комиссии принимаются тайным голосованием (за исключением случая освобождения от должности по личному заявлению).

Расформирование участковой избирательной комиссии.

Мера государственно-принудительного правового воздействия в виде расформирования избирательной комиссии по своей юридической природе относится к мерам конституционно-правовой ответственности, а основания и порядок ее применения регламентируются в ст. 31 Федерального закона об основных гарантиях избирательных прав. В качестве санкции здесь выступает принудительный досрочный роспуск в судебном порядке комиссии в ранее сформированном составе. Прекращаются полномочия только членов комиссии с правом решающего голоса. Расформирование комиссии не влечет прекращения полномочий ее членов с правом совещательного голоса. Последние могут принимать участие в работе участковой комиссии, сформированной в новом составе.

Применительно к участковым избирательным комиссиям Федеральный закон об основных гарантиях избирательных прав (п. 1 ст. 31) предусматривает два вида фактических оснований их расформирования:

  • нарушение комиссией избирательных прав граждан, повлекшего за собой признание Центральной избирательной комиссией Российской Федерации, избирательной комиссией субъекта Российской Федерации (в том числе на основании решения суда), недействительными итогов голосования на соответствующем избирательном участке;
  • неисполнение комиссией решения суда или вышестоящей избирательной комиссии, а также решений избирательной комиссии муниципального района, принятых по результатам рассмотрения жалобы на решение или действие (бездействие) данной участковой комиссии.

С заявлением в районный суд о расформировании участковой избирательной комиссии вправе обратиться группа депутатов численностью не менее одной трети от общего числа депутатов соответствующего законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, либо группа депутатов соответствующего представительного органа муниципального образования численностью не менее одной трети от общего числа депутатов этого органа, либо Центральная избирательная комиссия Российской Федерации, либо избирательная комиссия субъекта Российской Федерации.

Данное заявление может быть подано не позднее чем за 30 дней до дня голосования либо после окончания избирательной кампании, но не позднее чем через три месяца со дня появления оснований для расформирования комиссии. При проведении повторного голосования заявление в суд о расформировании участковой комиссии может быть также подано в период после установления итогов голосования на данном участке, но не позднее чем за семь дней до дня повторного голосования.

Заявление о расформировании комиссии принимается районным судом к рассмотрению немедленно, и решение по нему выносится не позднее чем через 14 дней, а в период избирательной кампании – не позднее чем через три дня со дня подачи заявления. Дело о расформировании комиссии рассматривается районным судом коллегиально по процессуальным правилам, установленным Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации.

В случае принятия судом решения о расформировании участковой комиссии, данная комиссия формируется в новом составе территориальной избирательной комиссией с соблюдением требований, установленных законодательством.

Порядок и формы взаимодействия участковых избирательных комиссий с вышестоящими избирательными комиссиями и органами местного самоуправления

В рамках реализации своих полномочий участковые избирательные комиссии активно взаимодействуют с вышестоящими избирательными комиссиями и органами местного самоуправления.

Как определено в Федеральном законе об основных гарантиях избирательных прав (подп. 23 ст. 2), вышестоящая избирательная комиссия – это определенная в качестве таковой законом избирательная комиссия, организующая и обеспечивающая подготовку и проведение выборов, по отношению к иным избирательным комиссиям, организующим и обеспечивающим подготовку и проведение этих же выборов. Соответственно, по отношению к вышестоящей избирательной комиссии участковая избирательная комиссия будет иметь статус нижестоящей избирательной комиссии.

В зависимости от вида выборов в качестве непосредственно вышестоящих избирательных комиссий по отношению к участковым избирательным комиссиям, как правило, выступают территориальные, окружные избирательные комиссии либо избирательные комиссии муниципальных образований.

Решения вышестоящих избирательных комиссий, принятые в пределах их компетенции, обязательны для участковых избирательных комиссий.

Взаимодействуя с вышестоящей избирательной комиссией участковая избирательная комиссия осуществляет большой комплекс мероприятий:

  • организуют обучение членов участковой избирательной комиссии по согласованию с вышестоящей избирательной комиссией;
  • получает от вышестоящей избирательной комиссии по акту список избирателей для его последующего уточнения, представления избирателям и использования в процессе голосования;
  • получает от вышестоящей избирательной комиссии по акту бланки открепительных удостоверений для последующей их выдачи избирателям;
  • получает от вышестоящей избирательной комиссии избирательные бюллетени, проводит их пересчет в обязательном порядке, обеспечивает их сохранность;
  • получает от вышестоящей избирательной комиссии смету расходов участковой избирательной комиссии;
  • уточняет в вышестоящей избирательной комиссии накануне дня голосования график и формы представления сведений об открытии помещения для голосования и сведений о ходе голосования.

После установления итогов голосования участковая избирательная комиссия передает в установленном порядке в вышестоящую избирательную комиссию первый экземпляр протокола об итогах голосования на соответствующем избирательном участке, избирательные бюллетени, списки избирателей и иную избирательную документацию в упакованном и опечатанном виде.

В соответствии с п. 16 ст. 20 Федерального закона об основных гарантиях избирательных прав органы местного самоуправления и муниципальные учреждения, а также их должностные лица обязаны оказывать участковым избирательным комиссиям содействие в реализации их полномочий, в частности на безвозмездной основе предоставлять необходимые помещения, в том числе для хранения избирательной документации до передачи указанной документации в архив либо уничтожения по истечении сроков хранения, установленных законом, обеспечивать охрану предоставляемых помещений и указанной документации, а также предоставлять на безвозмездной основе транспортные средства, средства связи, техническое оборудование.

Помещение для голосования безвозмездно предоставляется в распоряжение участковой избирательной комиссии главой местной администрации соответствующего муниципального образования. Данное помещение, а также помещения, предоставленные для работы участковой избирательной комиссии, должны отвечать соответствующим нормативам по противопожарной безопасности, санитарным нормам и быть удобными для избирателей.

 

Просмотров: 162
Яндекс.Метрика